Концепты

Решающую роль в работе играет не всегда материал, но всегда Мастер.
М. Горький


Где найти хороших работников?

Кыргызстан находится еще в «детском возрасте» рыночной экономики, если сравнивать нас с развитыми странами. Поэтому у нас есть много проблем, характерных для раннего этапа развития рыночных отношений помноженных на наш менталитет. Например, одной из самых часто называемых нашими клиентами проблем является проблема обеспеченности квалифицированными кадрами. Очевидную причину этой проблемы часто видят в снижении общего качества подготовки будущих работников нашими ВУЗами и СУЗами.

Если задуматься, почему развивающиеся страны являются таковыми, на микроэкономическом уровне это объясняется, в том числе, и низким уровнем профессионализма работников. Причем в любой сфере. Например, не секрет, что многие работники и специалисты в Кыргызстане являются самоучками. Так, например, многие наши клиенты в мебельной отрасли жалуются на низкую квалификацию рабочих и на то, что они вынуждены нанимать либо самоучек, где-то уже приобретших свой нехитрый и несистематизированный опыт, либо самим осуществлять их обучение с нуля. Это вызвано тем, что ни высшее, ни средне-специальное образование в Кыргызстане на сегодняшний день не готовит специалистов, востребованных на рынке труда. Причиной этого, в свою очередь, является то, что учебные программы, квалификация преподавателей, учебные пособия и методика безнадежно устарели и не соответствуют требованиям времени и сегодняшнему уровню развития технологий. Поэтому, люди предпочитают осваивать профессию на практике самостоятельно (особенно это касается рабочих специальностей типа сантехников, плотников, электриков и т.п.), а это неизбежно ведет к низкому качеству их работы в результате плохой структурированности знаний или даже полному отсутствию целых блоков знаний и навыков. Что в свою очередь ведет к переделкам, перерасходу материалов, потерям рабочего времени, отказам клиентов платить, потере репутации, т.е. к огромным потерям как в масштабе всей экономики, обуславливая ее общую низкую эффективность; так и к потерям в масштабах компании, являясь одной из причин ее убыточности.

Выходом из ситуации, на мой взгляд, явилось бы:

Во-первых, изменение учебных программ ВУЗов и СУЗов с учетом опыта ведущих иностранных учебных заведений по данному профилю. Оборудование соответствующих современных цехов и лабораторий для практических занятий. И, самое главное, переобучение и подготовка преподавателей в соответствие с современными требованиями.
Во-вторых, налаживание тесной связи учебных заведений с потенциальными работодателями для прохождения стажировок, знакомства студентов с современным оборудованием и организацией производства. А для работодателей было бы выгодно отбирать лучшие кадры и готовить их для себя уже в процессе обучения. В Германии уже давно поняли преимущества партнерства учебных заведений и производства в деле воспитания и подготовки квалифицированных кадров, и используют так называемую «дуальную систему образования». Она заключается в следующем. После окончания школы абитуриент подает документы в компанию, в которой планирует работать после ВУЗа или СУЗа. Отбор будущих студентов проводится непосредственно предприятиями-партнерами. С лучшими из них заключается контракт на обучение, который является одним из определяющих факторов при поступлении в университет или СУЗ, работающий по дуальной системе. При наличии такого контракта зачисление в учебное заведение является формальностью, при этом вся необходимая работа выполняется предприятием, заключившим с абитуриентом договор. А вся учеба, включая теоретическую часть, оплачивается предприятием, на котором работают молодые студенты.

«Дуальность» обучения заключается в том, что вся учеба делится на практическую и теоретическую части, поочередно сменяющие друг друга в течение всего периода обучения. Теория – это классические занятия, которые длятся в среднем 3 месяца и проводятся непосредственно в учебном заведении: лекции, семинары, проектные работы, экзамены в конце семестра. Самое интересное начинается на практическом триместре. Практику студенты проходят на предприятии, с которым у них заключен контракт на обучение. При этом им дается хорошая возможность получить непосредственное представление о рабочих процессах на фирме, набраться реального опыта, и поучаствовать во внутренних проектах.


Цель – научить студентов действительно что-то делать, применяя полученные на лекциях и семинарах знания на практике и превращая их в полноценные рабочие навыки, а не набор разрозненных теоретических знаний как это обычно бывает после окончания обычных университетов.


Практика длится также в среднем 3 месяца, затем она сменяется теорией и так далее, по кругу. Как правило, особенно это распространено в крупных немецких фирмах - во время практических семестров студенты работают не только в одном отделе, а проходят несколько, в зависимости от плана учебы. По окончании обучения у молодых выпускников не только будет диплом, но и гарантированное трудоустройство. А у компании будет сотрудник, прекрасно знающий компанию и ее специфику, досконально изучивший работу по своей должности, поработавший в разных ее отделах, а значит готовый немедленно выдавать результат. Путь к процветанию и прогрессу общества всегда лежит через образование. Если уже сегодня наши СУЗы/ВУЗы и компании начнут взаимодействовать в деле подготовки квалифицированных кадров, они не только решат многие свои бизнес-проблемы в ближайшем будущем. Но, и внесут огромный вклад в постепенное улучшение качества рабочей силы, повышение качества инфраструктуры и инженерных коммуникаций в наших городах и селах и в повышение общей эффективности нашей экономики.

Назгуль Шекекова, МВА
управляющий партнер «Stratton Business Consult»
консультант по стратегии